Святая икона — это не просто изображение Христа, Божией Матери или угодника. Это настоящий дар Божий. И как каждый Божественный дар, он нам дан не просто так, а с определенной целью. Итак, для чего же служат святые иконы?
Молитва перед образом — это опыт реальной, настоящей встречи с высшими силами. Господь дает нам эту возможность, которую православные считают великим счастьем. Иконы известны в течение всей истории христианства. Но как же они появились, кто первым решил запечатлеть святые лики?
Однажды Евсевий нашел удивительный документ. Он перевел его с сирийского языка и опубликовал в своей знаменитой «Церковной истории». Этот уникальный документ не что иное, как переписка правителя Эдессы Авгаря и Иисуса Христа. Казалось бы, какое отношение имеют эти письма к истории иконописи? Самое непосредственное. В них рассказывается таинственная история появления первой христианской иконы.
Царь Авгарь тяжко болел. Ни один самый искусный врач не мог облегчить его страдания. Однако правитель услышал, что есть некий проповедник, творящий чудеса, исцеляющий больных и даже воскрешающий мертвых. Это была последняя надежда. Авгарь послал к Христу своего художника с просьбой запечатлеть лик Спасителя. Он твердо верил, что это изображение поможет ему победить недуг. Вместе с художником Авгарь отправил послание Христу, где молил избавить его от страданий.
Художник передал письмо Спасителю, но написать портрет не смог — Христа постоянно окружало множество людей. Огорченный, он собирался уходить ни с чем. Однако Христос, тронутый такой искренней верой, помог несчастному. Он попросил воды, умыл лицо, отер его белым платом и отдал плат посланнику. Чудесным образом на ткани проявился Божественный Лик Иисуса, который позже вернул здоровье несчастному Авгарю.
Нерукотворный Лик Христа долгое время хранился в Эдессе как величайшая святыня. Но прошло несколько столетий, и во время IV Крестового похода она была навсегда утеряна…
Откуда же Лука знает такие подробности? Ответ прост — от самой Марии, с которой он был очень дружен. Неудивительно, что восхищающийся Божией Матерью евангелист, одаренный талантом художника, смог нам оставить прижизненные изображения Святой Девы.
Расскажем о трех из них.
Киккская икона написана по типу Умиление. Свое название она получила по месту, где находится в наши дни. Это Киккский монастырь на острове Кипр. Икона оказалась там по повелению самой Божией Матери. Интересно, что с древних времен святой лик закрыт пеленой. Предание гласит, что тех дерзких, кто самовольно поднимает этот покров, ждет наказание.
Сумельскую икону можно назвать самой древней Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно благодаря этому образу на греческой горе Мела была построена монашеская обитель. Божия Матерь явила чудо, и в этой засушливой местности забил источник, который есть и в наши дни. Сейчас святая икона находится в Македонии.
Филермская икона — это последний образ Божией Матери, написанный в ее земной жизни в 46 году от Рождества Христова. На эту святыню можно смотреть бесконечно. Печальный, но невероятно светлый лик производит невероятное впечатление. Богородица на этой иконе уже увидела гибель любимого Сына, уже узнала горести человеческие, но также она знает, что Спаситель победил смерть и всех истинно верующих ждет жизнь вечная. Великая мудрость, печаль, любовь и понимание в Ее взоре.
В XVIII веке святыня почтила своим присутствием и Россию. Мальтийские рыцари принесли ее в дар императору Павлу I. После революции и войн икона оказалась в Черногории, где и сейчас хранится в часовне города Цетине.
Изображения Христа и Богородицы дали начало христианской иконописи. С тех далеких времен лики многих тысяч святых были запечатлены православными иконописцами, и сейчас мы можем украсить свой домашний иконостас любимыми иконами.
Молитва перед образом — это опыт реальной, настоящей встречи с высшими силами. Господь дает нам эту возможность, которую православные считают великим счастьем. Иконы известны в течение всей истории христианства. Но как же они появились, кто первым решил запечатлеть святые лики?
Спас Нерукотворный
Углубимся в историю. Во второй половине III века жил в Римской империи церковный историк Евсевий Кесарийский. Он был большим другом императора Константина и имел возможность проводить свои изыскания в архивах.Однажды Евсевий нашел удивительный документ. Он перевел его с сирийского языка и опубликовал в своей знаменитой «Церковной истории». Этот уникальный документ не что иное, как переписка правителя Эдессы Авгаря и Иисуса Христа. Казалось бы, какое отношение имеют эти письма к истории иконописи? Самое непосредственное. В них рассказывается таинственная история появления первой христианской иконы.
Царь Авгарь тяжко болел. Ни один самый искусный врач не мог облегчить его страдания. Однако правитель услышал, что есть некий проповедник, творящий чудеса, исцеляющий больных и даже воскрешающий мертвых. Это была последняя надежда. Авгарь послал к Христу своего художника с просьбой запечатлеть лик Спасителя. Он твердо верил, что это изображение поможет ему победить недуг. Вместе с художником Авгарь отправил послание Христу, где молил избавить его от страданий.
Художник передал письмо Спасителю, но написать портрет не смог — Христа постоянно окружало множество людей. Огорченный, он собирался уходить ни с чем. Однако Христос, тронутый такой искренней верой, помог несчастному. Он попросил воды, умыл лицо, отер его белым платом и отдал плат посланнику. Чудесным образом на ткани проявился Божественный Лик Иисуса, который позже вернул здоровье несчастному Авгарю.
Нерукотворный Лик Христа долгое время хранился в Эдессе как величайшая святыня. Но прошло несколько столетий, и во время IV Крестового похода она была навсегда утеряна…
Прижизненные иконы Божией Матери
Говоря о изображениях Богородицы, невозможно не упомянуть апостола Луку, одного из Евангелистов, одаренного и образованного человека. Именно его Евангелие рассказывает нам уникальные сведения из жизни Христа и Его Матери. От Луки мы узнаем подробности Благовещения. Вдохновенная Песнь Пресвятой Девы также описана в его Евангелии. Лука дает нам много деталей Рождества Христова, Обрезания и Сретения. Это единственный из всех евангелистов, который упоминает события из жизни юного Иисуса, когда ему было всего 14 лет.Откуда же Лука знает такие подробности? Ответ прост — от самой Марии, с которой он был очень дружен. Неудивительно, что восхищающийся Божией Матерью евангелист, одаренный талантом художника, смог нам оставить прижизненные изображения Святой Девы.
Расскажем о трех из них.
Киккская икона написана по типу Умиление. Свое название она получила по месту, где находится в наши дни. Это Киккский монастырь на острове Кипр. Икона оказалась там по повелению самой Божией Матери. Интересно, что с древних времен святой лик закрыт пеленой. Предание гласит, что тех дерзких, кто самовольно поднимает этот покров, ждет наказание.
Сумельскую икону можно назвать самой древней Одигитрией, то есть Путеводительницей. Именно благодаря этому образу на греческой горе Мела была построена монашеская обитель. Божия Матерь явила чудо, и в этой засушливой местности забил источник, который есть и в наши дни. Сейчас святая икона находится в Македонии.
Филермская икона — это последний образ Божией Матери, написанный в ее земной жизни в 46 году от Рождества Христова. На эту святыню можно смотреть бесконечно. Печальный, но невероятно светлый лик производит невероятное впечатление. Богородица на этой иконе уже увидела гибель любимого Сына, уже узнала горести человеческие, но также она знает, что Спаситель победил смерть и всех истинно верующих ждет жизнь вечная. Великая мудрость, печаль, любовь и понимание в Ее взоре.
В XVIII веке святыня почтила своим присутствием и Россию. Мальтийские рыцари принесли ее в дар императору Павлу I. После революции и войн икона оказалась в Черногории, где и сейчас хранится в часовне города Цетине.
Изображения Христа и Богородицы дали начало христианской иконописи. С тех далеких времен лики многих тысяч святых были запечатлены православными иконописцами, и сейчас мы можем украсить свой домашний иконостас любимыми иконами.